Выступление на совете
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Выступления

Выступление на Совете по взаимодействию администрации Новосибирской области с женскими общественными объединениями с участием губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского (25 октября 2006 г.)

 Тема: «Роль общественных объединений в развитии форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

«Ураган не сломает недавно посаженное дерево, если ствол его поддерживают опоры»

Буддийская сутра

 

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».

Конфуций

 

Новосибирскому областному отделению Российского детского фонда  в первый день весны 1марта 2007 года исполнится 5 лет. Не отчитываясь о проделанном, задаю себе вопрос: «Что в деятельности отделения «зацепило?», «затронуло?», принесло профессиональное удовлетворение?

Конечно, глубокая просветительская  линия по изменению в обществе, и прежде всего в среде медицинской и педагогической, отношения к ребёнку, и, в целом, к детству, начатая Председателем Попечительского Совета Н.П. Толоконской, поддержанная сотрудниками Детского фонда и, к счастью, уже очень большим количеством педагогов и медицинских работников. Путь деятельности по программам Российского детского фонда мы не отвергаем, потому что программы гуманны, востребованы: «Дар жизни», «Детская библиотека», «Детский церебральный паралич», «Детский диабет», «дети Чечни», «За решёткой – детские глаза», «Духовная защита», «Тёплый дом», «Семейный детский дом», «Юному таланту» но все они направлены на организацию деятельности с детьми, пережившими или переживающими какие-то катастрофы. А как не допустить  этих катастроф? Как  вырастить ребёнка счастливым, способным в будущем породить таких же счастливых своих детей в продолжение  своей  жизни? Большое количество людей приняло сердцем наш подход к воспитанию и образованию: «здоровье детей-категория педагогическая», «хороших учителей много, именно они – главные хранители нравственности. Вопрос  о здоровье детей - в интересах учителей», «учитель – свидетель жизни ребёнка, дети всегда под пристальным его вниманием, в его власти всё вовремя заметить, правильно оценить, помочь. А врач и медсестра (хорошо подготовленные!) – в помощь», «Объединяющая идея – гимн ребёнку, искренний интерес к его делам. Вернуть доверие детей, завоевать их любовь. Отпустить, дать свободу и измениться взрослым, самим понять, что «отношения личные не могут быть иными, как ласковыми и вежливыми, внешние отношения – бескорыстными, честными. Люди не могут быть иными как воспитанными, немелочными, знающими» (Н.П. Толоконская «Обращение к сердцу взрослых»). Конкурс «Итоговое родительское собрание в начальной школе», участие в Лихачёвских чтениях, пропаганда его наследия, кинопроект «Невидимые дети», участие в телемарафоне «Молодая семья России», деятельность по изданию великого педагогического наследия и «врачевания» - это путь приобщения к духовности тех, кто идёт рядом  с детьми, и самих детей. Такой  путь выбрал наш Детский фонд в просветительской деятельности, он  позволяет надеяться, что мы можем вырастить новое поколение  духовным и счастливым.

Другая линия – благотворительная. Она греет, когда видишь искреннюю радость ребёнка от встречи с желанной игрушкой, книгой и беспокоит, когда ребёнок уже устойчиво видит в тебе «Деда  Мороза» – и только. Участие в большом количестве акций, праздников, конкурсов  - от этого мы не отказываемся, если данные мероприятия соответствуют нашим уставным целям, и если наши попечители принимают решение в поддержку конкретных просьб. В таких делах мы, конечно, стараемся разводить понятия «помощь учреждению» (а заботу о нём, как государственном, должно проявлять государство) и «помощь конкретным детям».

У фонда есть две конкретные программы «Тёплый дом» и «Семейный детский дом», нацеливающие на работу с детьми, оставшимся без попечения родителей, то есть «подранками». Но таких детей так много, они нуждаются в такой многогранной помощи, что эту деятельность трудно замкнуть в какие-то программные рамки. Но дети, любые дети ,хотят радости и тепла. Надо постараться помочь обрести это тепло.

 Проблема сиротства на Руси во все времена была актуальна. В прекрасных романах Мельникова-Печерского Павла Ивановича «В лесах» и «На горах» рассказывается, как в старину было принято призревать сирот, брать их в свой дом, в семью. Особенно делом чести, совести и гражданского долга это благое намерение воспринималось  в семьях состоятельных людей. И назывались эти дети богоданными. Их всячески оберегали от обид, растили наравне с собственными  детьми, не смели обидеть ни словом, ни делом. Так герой романа заволжский купец Потап Максимыч Чапурин, призрев дочку своих соседей по торговой лавке, умерших в эпидемию холеры в городе, куда приехала на торги, всем домочадцам строго-настрого наказал ничем Груню не выделять против родных дочерей, «какой сарафан Насте с Парашей, такой же и Груне, какое приданое родным дочерям, такое же и этой дочке».

Всем хорошо известны слова Экзюпери: «Все мы родом из детства». Смысл их понятен, но в принципе его можно расширить, и тогда изречение будет означать и то, что многие проблемы взрослой жизни уходят своими корнями в детство. И мудрая мысль может быть высказана  с такой интонацией: Все мы родом из детства? Действительно все? Из детства ли? А если из детства, тогда – из какого? Насколько счастливого? Насколько радостного и благополучного? Из реального или мнимого, воображаемого и увиденного во сне? И кому чаще снятся сны о детстве, в котором процент обид, боли и разочарований сведён  к минимуму? Такой, например, сон, где детство - цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь, без оглядки, к далёкому горизонту. А горизонт бесконечный Он зовёт, манит, ты бежишь, бежишь, а добежать невозможно. Становится страшновато, боишься потеряться. Ищешь спасения от собственной беспомощности в надёжной опоре и крепком плече. «И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь».

Для каждого ребёнка самой надёжной опорой является родительская любовь и забота. Его счастье в общении с любящими и любимыми людьми. Счастье взросления в семье, с которой начинается знакомство с миром, познание жизни. Говоря языком терминов – социализация.

К сожалению, многим детям в нашей стране семьи не дано с рождения. Иные родились в неблагополучных семьях, и их удел – дом малютки, детский дом, интернат, профлицей, а потом чаще всего – неизвестность.

В неё уходят из казённого дома, захватив с собой детские мечты о семье, о родителях или других близких людях – это их главное приданое. Да и уходят почти детьми – из 9 класса. Подростковый же период сложен. И домашнему-то ребёнку нелегко и непросто найти своё место в этой жизни. Ему кажется, что его никто не понимает, взрослые не слышат крика его души, не вникают в проблемы. Ребёнок из детского дома взрослеет раньше, ему не до разговоров о мнимых недостатках внешности, некогда копаться в собственной душе и предаваться философским размышлениям о смысле жизни – он, покинув стены казёнки, оказался один на один перед всеми её трудностями, перед множеством её личин. И ему надо выжить. Любым путём, во что бы то ни стало. И кто знает, как такая жестокая борьба за место под солнцем исковеркает его душу, как ещё надломит личность, уже потрясённую судьбой. Каким он станет после этой борьбы? Каким мог бы стать, окажись рядом опытный и мудрый поводырь из детских снов. Не просто знающий, главное – добрый, надёжный, любящий.

Что можно сказать в пользу семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? Семья и семейная атмосфера важны для каждого ребёнка, а для таких детей – особенно. Для них семья – спасательный круг, способный защитить их от житейских бурь и штормящей событиями жизни. Всё, что могут дать любящие, терпеливые и заботливые родители, ни в коей мере не сравнимо с приютским или детдомовским воспитанием:  в семье ребёнку и внимания больше, а в группе детдома нянечке надо разделить своё сердце на 30 раненных предательством душ.

У детдомовских детей-грудничков, пребывающих в условиях дефицита самых элементарных эмоций, развивается  госпитализм. Это состояние, влекущее за собой ЗПР, усугубляющуюся эмоциональную холодность, вплоть до эмоциональной тупости.

Постоянное созерцание мира через металлические прутики детской кроватки, длительное лежание в одном положении без проявления активности может привести  к началу так называемой  искусственно созданной шизофрении; исказить цвето – и световосприятие, вызвать патологические изменения в органе зрения – в силу того, что ребёнок неизменно находится всё в той же кроватке, его берут на руки, но делают это крайне редко. Поэтому весь мир  таким ребёнком представляется в перевёрнутом виде – в прямом смысле этого слова,- отсюда нарушения восприятия, мыслительной активности и дальнейшее нарушение мышления.

  В пользу  семьи можно сказать многое: главное - в семье ребёнок приобретает навыки ведения  домашнего хозяйства, самообслуживания, общения с младшими и старшими, бабушками и дедушками, учится заботиться о младших, учится нести ответственность за родного и близкого человека. Ведь в будущем, когда придётся создавать свою семью, эта способность пригодится, а обрести её можно только в семье. В детдомовских детях безвозвратно утрачен сенситивный период, важный для формирования характера, построения личности. Это тот период, когда в ребёнке закладывается всё основное, что впоследствии составит его человеческую сущность. Не многим выпускникам интернатов удаётся переломить себя, победить собственную озлобленность, отказаться от вражды с окружающими, впустить добро в душу, изменить судьбу и научиться простому человеческому счастью, позволив любви поселиться в сердце… Подпроект «Арриба» - попытка социально адаптировать детей – выпускников Ордынской школы-интерната.

Можно сказать, что детям, рано оказавшимся  в семье, несказанно повезло. В семье отогреваются не только их души. Любовь и забота приёмных родителей способна изменить течение имеющихся заболеваний, стимулировать умственное и психическое развитие, переведя его с уровня ЗПР почти и  даже полностью до нормального, соответствующего возрасту, или максимально приблизить к таковому.

Открытием года для себя считаем ГОО «День аиста», это организация с очень высоким КПД в вопросах российского усыновления детей: организация работы с будущими усыновителями, комфортная обстановка, личное участие в судьбах детей Домов ребёнка  - это  подлинная благотворительность! Деятельность благотворительного фонда «Катрен», благотворительного родительского движения «Сибмама»  также заслуживает уважения. Хотя иногда закрадывается вопрос: хватит ли юным мамам, у которых обострён инстинкт молодого материнства, заботится о детях  продолжительное время и, что совершенно  точно, их не хватит на всех брошенных детей. Проблема глубже – детям нужна семья. Решение проблемы сиротства  - в усыновлении  и настоящей приёмной семье.

 Сегодня « российский детский фонд обращает внимание властей на поспешный  роспуск государственных детских домов и передачу детей  гражданам, которые соблазняются значительной финансовой поддержкой на их содержание, не является до конца продуманным и стратегическим действием и неизбежно приведёт к  кризисным результатам с последующим восстановлением детдомов, что будет осуществить весьма непросто. (примеры – Орловская, Новгородская область). Позиция Детского фонда – создание семейных детских домов и обеспечение родителей – воспитателей «социальным пакетом» как гарантированной и проверенной практике серьёзной и мотивированной социализации детей-сирот. Именно такая практика, а не поспешная  раздача взрослым детей десятками тысяч может при поддержке и достойном сопровождении со стороны властей, «рассосать» социальное сиротство. Российский детский фонд в этой связи возражает и против скоропоспешного закрытия малокомплектных школ в сельской местности, ибо это означает не только « вторичное» сиротство, жизнь детей в интернатах, но и сселение их родителей, забвение и опустошение отдельных сельских территорий, вымирание России. (Решение Конференции РДФ «О 20-летиии Детского фонда» от 11 .10.2006 г.) .

   Деятельность НОО РДФ по пропаганде семейных форм устройства детей строится совместно с другими общественными организациями и обязательно согласуется с Департаментом образования, от которого получаем поддержку на наши действия, и инициативы, сверяем их с законами. Действующий при Департаменте Координационный совет позволяет нам объединять усилия по  защите и социализации детей, оставшихся без попечения родителей. ( выставка   «Галерея сердец», «Будни одного дома», мероприятия по социализации детей Домов ребёнка).

Когда смотришь на сайт «Дня аиста» и видишь пустые рамочки со звёздочкой, которые означают, что ребёнок уже дома, звёздочек всё больше  и больше, понимаешь, что наши  совместные действия необходимы , и они во благо детей. На сайте «Сибмамы» размещена красивая притча, которая о важности спасения даже одного ребёнка. Пусть спасённых звезд будет больше.

«После шторма пустынный берег океана весь  был усеян  морскими звёздами, которые  тщились переползти назад, спастись от губительного воздуха. Им помогал какой-то чудак, раз за разом наклонявшийся за очередной звездой, чтобы потом бросить её в воду. Случившийся там же досужий прохожий не удержался от очевидного замечания: «Эй, друг, здесь же их тысячи! Нельзя спасти всех!». «А вот эту – можно!», - отвечал чудак, зашвыривая подальше ещё одну звезду.

Притча

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".