Выступление Н.П. Толоконской
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Выступление Н.П. Толоконской

Выступление председателя Попечительского Совета Новосибирского областного отделения Российского детского фонда, д-ра мед. наук, заслуженного врача России, профессора, член-корреспондента Российской Академии Естественных наук Натальи Петровны Толоконской на стратегическом коллоквиуме  «Проблемный анализ состояния системы бразования Новосибирской области» 19 мая 2006 г., г. Новосибирск

Дорогие друзья! Сегодня утром я успела прочитать несколько слов, как учитель, человек говорил: «Моим первым учителем был улей, вторым — лес, третьим — звёздное небо». И он задумывался ещё в раннем детстве: кто всем этим руководит? И это всё к тому, что это человек, владеющим тем знанием, которым владеют наши дети с самого раннего детства. Поэтому, когда мы сегодня обсуждаем ,как и чему мы собираемся учить, то тезис главный в том, чтобы научить владеть этими знаниями, которые во многом не знакомы нам. И которые выходят далеко за пределы рядового ученического урока. Неординарность нашей сегодняшней встречи должна быть прочувствована и доказана со временем, но только в том случае, если наша сегодняшняя встреча действительно будет посвящена экспертизе, как и записано в повестке дня. Экспертизе того, что произошло за год. Потому, что встреча сегодняшняя — это продолжение того национального проекта, который был объявлен практически год назад. Их объявлено было несколько, но я хотела бы подчеркнуть, что залог успеха, понимание того, что всё-таки главный национальный проект -именно образование, а уже проект здоровье и всё остальное — это уже вторичная производная. Было многократно заявлено в противовес произнесённым тем же самым лозунгам раньше, что государство намерено создать эффективную систему обеспечения позитивного результата в духовно-нравственном и физическом развитии ребёнка. Вот этот самый ориентир на результат и есть неординарность, и сразу первое подкреплением этому было обеспечение большими  финансовыми средствами, которых тоже раньше педагоги  не видели. Но только сразу возникла одна ошибка, многие приняли эти средства за цель, а не за действительные средства достижения главных задач. И когда мы сегодня собрались, то должны признаться в первую очередь в том, что этот год обнажил очень многое, к чему мы привыкли, в какой манере действуем и что мешает достижению успеха. Я даже не назвала бы это ошибками, а это именно та безотчётная манера деятельности каждого человека, которая, к сожалению, противится чему-то новому, которая не позволяет глубоко понять цель поставленной задачи и, наконец, осознать желаемый результат. И вот некоторые критерии. Обнажено то, что не сформулированы были предначертания, каким выглядел национальный проект год назад, он требовал очень глубокого осмысления от всех нас. И это действительно не задача системы образования в частности. Осмысление -значит, как минимум определить тем самым учителям, школам, по какому признаку мы их сегодня делим, называя президенту лучшую школу, по какому принципу определили лучшего учителя и дали ему премию президента  в сто тысяч рублей. Я думаю, вы со мной согласитесь, что вот этот нравственный момент, он не только сегодня не решён, но и усилен сопутствующими проблемами. И учителя, так же, как и врачи, беспокоятся по этому поводу. Создаются новые проблемы во взаимоотношениях и т.д. В продолжение наших разговоров в течение года по национальным проектам, мы попробовали провести конкурс среди учителей начальных классов, и фактически на всех уровнях задавался один и тот же вопрос: в чём наш успех? Ведь экспертиза — это подведение итогов и обобщение. Но каждый раз,  когда задаётся этот вопрос, человек, учитель начинает отвечать совсем на другой. Он приводит в пример и обобщает сделанное им самим: мероприятия, какие-то итоги, но только не истинный результат в отношении здоровья  и творческого развития ребёнка. И поэтому в этом объявленном Новосибирским Отделением Росссийского детского фонда конкурсе «Итоговое родительское собрание в начальной школе –2006»  ,как крупицы, буквально, как звёздочки, обозначились учителя, причём из села. Как раз именно те, с которыми мы этот год почти и не встречались. И вдруг, они даже не только в прозе, но и в стихах, представили  систему медико-педагогической оценки ребёнка и постарались показать, какими приёмами этого можно достичь. Наконец, когда мы говорим «критерии», я поддержу Виктора Александровича, когда он сказал «вредные критерии». Среди «вредных критериев» есть один флажок - это понятие « здоровьесберегающие технологии». Понятие «бюрократия», с которым мы как будто собираемся всё время бороться, с ним бороться нельзя. Оно появляется неизбежно, когда нет содержания. И вот этот термин «здоровьесберегающие технологии» оно как флажок, как ориентир опасности. Только вернётся власть интеллекта, духовности, появится содержание, флажок уйдёт, уйдут ненужные слова. И уйдёт ориентир « на технологии». Потому, что многие тысячи эффективных технологий могут стать действительно необходимыми, если это понимает сам учитель, преломляя их через результат. Когда мы говорим «результат через год», мы понимаем и должны это признавать: вот то безотчётное сопротивление на уровне практически подсознания, как писал когда-то академик Лихачёв: «когда мы научились ездить на велосипеде, мы потом уже не задумываемся, не контролируем себя в целенаправлении своих действий». Вот также и сейчас. Поэтому задача сегодняшнего нашего сбора и последующих мозговых штурмов, это понимание того, что мы собрались, чтобы поставить единственную задачу — изменить философию, психологию учителя, но её отдельно у учителя изменить нельзя. Поэтому эта задача ставится для общественности в целом,  мы и  объединились не только учителя, представители образованияо, но и представители общественных организаций. Я здесь как попечитель двух детских фондов и как президент института человека, имеющий своей целью формирование общественной, гражданской позиции в отношении ключевых проблем человека, касающихся как раз культуры, образования и здоровья. Но это всё неважно,  я здесь ,потому что это моя позиция человеческая. И всё, что сказано сегодня мною, вами, это может быть только во исправление собственных ошибок для того, чтобы действительно прошло какое-то время, может быть год, может пять, и мы действительно получили тот позитивный результат. Так что же качественно должно произойти, чтобы мы это заметили? Когда мы говорим: логика создания будущей программы. Год назад мы предложили программу, сформулировали её и обозначили целью именно разработку этого самого понятия — позитивный результат в образовании. А уже вторично определение базовых элементов методологии деятельности учителей, которые бы могли позволить этого достичь. Это значит, что в построении программы нельзя торопиться составлять календарный план, а только вначале, до того, как прописать это содержание истинных идей и задач. Это значит, что нужно очень прочувствованное медико-педагогическое понимание, новое определение здоровья ребёнка и человека вообще. Это значит, что нужна апробация на тех школах, где инициативные руководители и, в первую очередь, талантливые учителя, которым представляется такая возможность. А уже после этого ставится вопрос о необходимом понимании кадрового и материального обеспечения. Тогда мы понимаем, что в этом частном вопросе материальное обеспечение, всё просто, задачи будут понятны и масштабы затрат будут небесполезны. Наконец, начальная школа взята неслучайно. Именно потому, что образование может быть всю жизнь, а самоопределение происходить должно в раннем детском возрасте. Если этого нет, вот поэтому некачественное образование, и когда мы говорим, что мы должны быть грамотными в жизни, грамотные — это, когда ребёнок научился вот этому целеполаганию, творчеству, уже в первых классах. Мы предложили эту программу как пример, как помощь, когда мы прописали главной составляющей здоровья ребёнка, именно творческую его способность. А физическая вторична. И это значит, необходимости в интеграции системы здравоохранения нет. Когда мы говорим «совершенная система анализа и обобщения учителем позитивных результатов», это не специальная система, где бы тратилось время и т.д., а это как раз та безотчётная деятельность, талант учителя, который позволяет в простых человеческих словах выразить вот этот результат в масштабе года. Об этом также писал академик Лихачёв,100-летие которого отмечается в этом году, он говорил так: «всё, что пытается привить сегодня наукой, оно прививается на самом деле самой жизнью» и, поэтому, отойти, убрать из жизни пока это понятие «специальная технология» — это обязательное условие, чтобы договориться на берегу об истинных наших целях и задачах. Если так, то мы можем во времени, в незначительном масштабе, прогнозировать уже первые успехи. И не только в здоровье самого ребёнка, а именно в том, чтобы, благодаря новым программам, позволить педагогам на основании таких единодушных оценок успехов, обмениваться опытом. Это значит — новая возможность просвещения учителей и родителей по вопросам культуры здоровья и механизмам его формирования. И, наконец, ещё одна важная вещь: тогда и появится возможность дифференцированной оценки труда учителя, на основе учёта позитивного результата. Наконец, верхняя точка, может быть, достижения успешных программ- это, действительно, соблюдение принципов педагогики. Это действительно, когда мы придём к учёбе без оценок, но под этим будет подразумеваться именно способность учителя, именно если ему это позволяется, воспитать в ребёнке уже в первом классе собственную внутреннюю систему самооценки, инициативу к творчеству, целеполагание, даже в усвоении самых ничтожных каких-то вещей. И вот, когда мы говорим сегодня на кого нам равняться? Мы, когда составляли программу, взяли за основу программу Базарного Владимира Филипповича, хотя почувствовали сопротивление некое этой программе. Здесь я хотела бы сказать, что во всех программах, которые мы имеем уникальными, которыми восхищаемся, это умение Амонашвили, это уроки Леонардо, например, в Волгограде, это Сухомлинский, это Павел Флоренский, это Базарный и многие другие. Но сегодняшняя встреча означает осознание ещё и того, мы не поняли, что эти программы, учения, таланты, или как хотите, они в главном совершенно одинаковы. Поэтому, мы ими восхищаемся, но не сделали это нормой, не внедрили, чтобы это было рядовым действием, опять же безотчётным, каждого учителя. Поэтому, я считаю, что эта встреча первая, она может иметь большое значение, иметь результат только при одном условии. Согласитесь, что сегодня, хотя и действительно звучат те слова и фразы, тезисы главные, тем не менее, это ещё работа разрозненная. Мы говорим разрозненные вещи. Общественные организации, система образования. Поэтому, всё дело в том, что стоит за каждым одинаково сказанным словом у человека. Поэтому, это, конечно, очень трудно, вот это перевоспитание самого себя. Это очень сложно. Поэтому, если мы признаём итог этого года как неуспех, если мы по своей программе через год говорим: «А что удалось по её внедрению? Ну почти нечего». Если считать малым своё собственное прочувствование, осознание. Но когда я увидела работы этих вот единичных учителей из района, я поняла, что успех года следует считать большим. И поэтому, следующее совещание, встреча, или коллоквиум, как бы оно не называлось, оно должно, на мой взгляд, проходить уже совсем по-другому, и более быть подчинено вот этим конкретным целям, задачам, в которых мы единодушны. Когда Виктор Александрович сказал, и я абсолютно с ним согласна, что революции делать не надо, революция должна произойти только в душе, и именно революция в душе сможет показать, какая у нас действительно замечательная система образования. Что у нас для этого всё есть и, в первую очередь, таланты людские. Но он упомянул ещё и понятие коллективизма. Так вот, я считаю, что понятия коллективизма нам и не хватило  в том году. Потому, что коллективизм — это единодушие в цели и коллективизм — что самое главное — это способность возвысить талант, который рядом с тобой, а не сопротивляться ему. Поэтому я очень рада и признательна, что я здесь с вами. При такой постановке эта программа должна быть беспроигрышной.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".