Положение о конкурсе инновационных программ, направленных на формирование и развитие здоровья детей
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Положение о конкурсе инновационных программ, направленных на формирование и развитие здоровья детей

 

«Утверждаю»

Руководитель Департамента образования

________________________

В.В. Иванов

 «_____»_______________ 2007 г.

 

 

 Положение о конкурсе инновационных программ, направленных на формирование и развитие здоровья детей

1.        Общие положения

1.1.            Конкурс организуется в рамках реализации направлений приоритетного национального проекта «Образование», приоритетного национального проекта «Здоровье» и положений Закона Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» от 16.07.2005 № 308-ОЗ.

1.2.            К участию в конкурсе приглашаются областные государственные и муниципальные образовательные учреждения. Конкурсная работа может быть представлена как одним образовательным учреждением, так и несколькими образовательными учреждениями, учредителем которых является один орган местного самоуправления.

1.3.            Путем открытого конкурса и экспертизы, осуществляемой общественным оператором конкурса, 10 образовательных учреждений получат государственную (бюджет Новосибирской области) поддержку по 100 000 рублей на реализацию инновационных программ в 2007-2008 учебном году.

1.4.            Конкурс проводится по номинации: Программа организации образовательной деятельности, направленная на формирование и развитие здоровья детей.

1.5.            Датой объявления конкурса считается 15 апреля 2007 года, датой окончания – 30 мая 2008 года.

1.6.            Конкурс проводится в три этапа. На первом этапе осуществляется прием заявок образовательных учреждений на основании критериев участия, на втором этапе происходит конкурсный отбор образовательных учреждений на основании критериев отбора, на третьем происходит оценка эффективности внедрения и реализации инновационных программ, направленных на формирование и развитие здоровья детей.

Первый этап (15 апреля - 25 мая 2007 года).

В период с 15 апреля по 20 апреля 2007 года Департамент образования Новосибирской области доводит до всех областных образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием на территории Новосибирской области данное Положение и Положение о порядке и условиях предоставления государственной поддержки областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей.

В период с 20 апреля по 28 апреля Департамент получает от областных образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием на территории Новосибирской области подтверждение получения информации о конкурсе и информацию о доведении Положений до всех муниципальных образовательных учреждений.

Конкурсная комиссия создается Департаментом образования Новосибирской области при согласовании списка членов комиссии и иных вопросов с общественным оператором конкурса. Приказ о создании конкурсной комиссии с приложением списка ее членов подписывается руководителем Департамента образования, регистрируется и издается не позднее 12 мая 2007 года.

Отбор экспертов в экспертную группу осуществляется совместно Департаментом образования и общественным оператором. Состав экспертной группы (не менее 6-ти человек) утверждается руководителем Департамента образования не позднее 14 мая 2007 года.

Прием заявок на участие в конкурсе принимается конкурсной комиссией с 15 мая по 25 мая 2007 года.

Выдвижение образовательного учреждения производится заявителем - органом самоуправления родителей (законных представителей) детей. Документы предоставляются в конкурсную комиссию в соответствии с утвержденным данным Положением перечнем (Приложение № 1). Конкурсная комиссия проводит регистрацию присланных материалов, а затем экспертизу пакета документов по установленным критериям.

Ко второму этапу конкура допускаются образовательные учреждения, представившие полный набор документов согласно перечню, и соответствующие всем критериям участия.

Второй этап (25 мая - 15 июня 2007 года).

На втором этапе конкурсная комиссия в соответствии с критериями отбора организует экспертизу документов образовательных учреждений, прошедших на второй этап. Экспертная оценка заявки проводится на основе:

-     программы развития в образовательном учреждении условий, направленных на формирование и развитие здоровья детей;

-     анализа представленных образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении, и утвержденных локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих организацию образовательной деятельности.

Экспертная оценка конкурсных заявок проводится с 28 мая по 8 июня 2007 года.

На основании результатов проведенной экспертизы конкурсная комиссия формирует рейтинг образовательных учреждений.

По итогам конкурсного отбора и на основании результатов рейтинга конкурсная комиссия формирует список образовательных учреждений для получения государственной поддержки и направляет сформированный список общественному оператору конкурса.

Исполнительный орган общественного оператора конкурса рассматривает список образовательных учреждений, представленный конкурсной комиссией, принимает решение о прохождении образовательными учреждениями отбора на получение государственной поддержки и направляет свое решение на утверждение руководителю Департамента образования Новосибирской области.

Руководитель Департамента образования Новосибирской области утверждает список победителей конкурса и направляет его Губернатору Новосибирской области для предоставления государственной поддержки образовательным учреждениям.

Список образовательных учреждений отобранных для получения государственной поддержки утверждается Постановлением Губернатора Новосибирской области и доводится до сведения общественности через размещение на сайте Администрации Новосибирской области.

Объявление результатов отбора образовательных учреждений проводится до 15 июня 2007 года.

Третий этап (15 июня - 30 мая 2008 года). Данный этап включает в себя:

1. Доведение средств государственной поддержки до образовательных учреждений, повышение квалификации учителей, закупка заявленного учебного оборудования и пособий (до 1 октября 2007 года).

2. Реализация образовательных программ и организация образовательной деятельности с осуществлением промежуточного мониторинга эффективности в соответствии с графиком, принятым общественным оператором конкурса (до 30 апреля2008 года).

3. Итоговый мониторинг и оценка реализации государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей (до 30 мая 2008 года).

Итоги конкурса с анализом реализации инновационных программ публикуются в средствах массовой информации в течение 30 дней со дня окончания конкурса.

1.7.            Договора о государственной поддержке образовательных учреждений - победителей конкурса - заключаются Департаментом образования Новосибирской области с получателями средств областного бюджета Новосибирской области (органами местного самоуправления, областными государственными учреждениями) не позднее 15 июля 2007 года.

Средства по заключенным договорам доводятся до их получателей не позднее 15 августа 2007 года.

Органы местного самоуправления (получатели средств областного бюджета) доводят до лицевых счетов муниципальных образовательных учреждений (победителей конкурса) средства в объеме 100 000 (ста тысяч) рублей не позднее 20 августа 2007 года.

 

2.        Цель и результаты государственной поддержки. Задачи, обеспечивающие достижение цели.

2.1.            Целью конкурса является создание условий в образовательных учреждениях для разработки и внедрения в практику системы критериев «Позитивный результат образования».

2.2.            Результатами государственной поддержки образовательных учреждений становятся:

-     система регулярной динамической оценки творческого и физического развития детей в образовательных учреждениях;

-     освоение учителями методологии деятельности по оздоровлению

-     внедрение программ повышения квалификации учителей (преподавателей) образовательных учреждений, направленных на формирование ценности здоровья у детей и организации образовательной деятельности, формирующей и сохраняющей здоровье детей;

-     обеспечение образовательного процесса учебными оборудованием и пособиями, позволяющими качественно реализовать образовательные программы, формирующие у детей ценность здоровья, и создать условия для организации образовательной деятельности, формирующей и сохраняющей здоровье детей.

2.3.            Задачи конкурса:

-     разработать интегральную медико-педагогическую систему регулярной динамической оценки здоровья ребенка;

-     внедрить в деятельность образовательных учреждений систему регулярного обобщения результатов образовательной деятельности на основе интегральной медико-педагогической системы регулярной динамической оценки здоровья ребенка;

-     разработать требования к квалификации учителей и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обеспечения формирования и развития здоровья детей;

-     определить формы организации учебной деятельности и педагогические методики, формирующие и развивающие здоровье детей;

-     разработать и внедрить внутреннюю систему оценки качества и эффективности работы учителя и образовательного учреждения на основе динамики психо-эмоционального, творческого и физического развития детей.

 

3.        Проведение экспертизы и конкурсного отбора.

3.1.            Процедура экспертизы проводится:

-     на принципе открытости и публичности;

-     на принципе компетентности и независимости экспертов;

-     на принципе преемственности по отношению к действующей нормативно-правовой базе, регламентирующей отношения в сфере образования;

-     на принципе системности, позволяющем определять приоритеты развития образовательного учреждения по признакам, заложенным в критерии оценки;

-     на принципе соответствия осуществляемых действий достигаемым результатам.

3.2.            Предметом экспертной оценки являются только документы, представленные образовательным учреждением.

3.3.            Содержанием экспертной оценки материалов, представленных образовательными учреждениями, является качественный анализ созданных условий для реализации образовательных программ и  программ организации образовательной деятельности.

3.4.            Результатом экспертной оценки является экспертный лист, лично заполненный и подписанный экспертом. Форма экспертного листа (Приложение № 4) утверждается данным Положением, является официальным документом и не может меняться в ходе проведения экспертизы.

3.5.            Конкурсной комиссией не принимаются экспертные заключения, содержащие исправления, неразборчивые подписи экспертов, не имеющие даты проведения экспертизы, подписи эксперта и руководителя экспертной группы.

3.6.            По каждой заявке экспертиза проводится не менее чем 3-мя экспертами. Материалы, представленные образовательными учреждениями, распределяются между экспертами методом случайной выборки.

3.7.            Экспертная группа может проводить коллективное обсуждение материалов, вызывающих сомнения у отдельных экспертов.

3.8.            Экспертные листы, подписанные экспертами, подаются в конкурсную комиссию, которая на их основании составляет рейтинг образовательных учреждений.

3.9.            Критериями участия образовательных учреждений в конкурсе являются:

-     учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицензию и государственную аккредитацию;

-     в учреждении создан и действует орган самоуправления родителей (законных представителей) детей;

-     в учреждении разработана и утверждена программа, направленная на формирование и развитие здоровья детей;

-     в учреждении в течение последних 3-х лет отсутствует динамика ухудшения здоровья детей по оценочным критериям, утвержденным данным Положением (Приложение № 6).

3.10.        Критериями отбора образовательных учреждений являются:

-     наличие образовательной (воспитательной) программы, направленной на формирование у детей ценности здоровья;

-     .

3.11.        Показатели и индикаторы, на основании которых определяется соответствие материалов, поданных образовательным учреждением, критериям отбора (Приложение № 5) утверждаются данным Положением.

 

4.        Порядок направления заявки на участие в конкурсе

4.1.            Желающие принять участие в конкурсе высылают заявку, оформленную в соответствии с п.4.2, по адресу г. Новосибирск, ул. Советская, 63, Новосибирское областное отделение Российского детского фонда в срок до 25 мая 2007 года.

4.2.            Представленные на конкурс материалы должны быть оформлены на электронных и бумажных носителях и соответствовать утвержденным требованиям (Приложение № 3)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

 

Регистрационный №______

 

Дата регистрации документов __________________________

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

представляемых образовательным учреждением в конкурсную комиссию

для экспертизы по критериям участия

 

 

1.      Заявка на участие в конкурсе от органа самоуправления родителей (законных представителей) детей, зарегистрированного в Уставе образовательного учреждения.

2.      Копии правоустанавливающих документов:

-     Лицензия на право ведения образовательной деятельности;

-     Свидетельство о государственной аккредитации;

-     Устав образовательного учреждения

3.      Бюджет расходов образовательного учреждения включающий в себя:

-     повышение квалификации учителей (преподавателей);

-     приобретение учебного оборудования и пособий, позволяющих качественно реализовывать образовательные программы, формирующие у детей ценность здоровья, и создающие условия для организации образовательной деятельности, формирующей и сохраняющей здоровье детей.

4.      Программа образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие здоровья детей.

5.      Справка, заверенная органом местного самоуправления, о показателях здоровья детей в образовательном учреждении в динамике 2004-2007 годов.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

Регистрационный №______

 

Дата регистрации документов __________________________

 

 

 

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям,

активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

1.      Сведения об образовательном учреждении

 

Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом):

 

 

 

 

 

 

 

Директор (Ф.И.О.)

 

Почтовый адрес:

 

 

 

Контактный телефон

 

Факс

 

Электронная почта

 

Банковские реквизиты

 

 

 

 

 

 

 


2.      Сведения о заявителе

 

Полное наименование органа самоуправления родителей (законных представителей) детей (в соответствии с Уставом):

 

 

 

 

 

 

 

Председатель (Ф.И.О.)

 

Контактный телефон

 

Электронная почта

 

 

 

 

 

 

(заявитель)

 

удостоверяет, что  в _________________________________________________________________

 

 

 

(образовательное учреждение)

 

принята и реализуется Программа, направленная на формирование и развитие здоровья детей.

 

 

Председатель                                                                                                          ____________________

                                                                                                                                                                            (подпись)

 

________________________

                (дата)

 

 

В соответствии с Протоколом № _______ от «____»_______________ 2007 года заседания

 

 

 

(орган самоуправления родителей детей)

 

 

 

 

Заявка принята                                                                    Председатель конкурсной комиссии

 

«______» ________________ 2007 года                            _______________________________

 

                                                                                              (______________________________)

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

Регистрационный №______

 

Дата регистрации документов __________________________

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

технической экспертизы документов, представленных

 

 

 

(краткое наименование образовательного учреждения)

в конкурсную комиссию

 

 

№ п/п

Наименование документа/конкурсного материала

Принят

(Да)

Не принят

(Нет)

1.                   

Заявка на участие в конкурсе от органа самоуправления родителей (законных представителей) детей, зарегистрированного в Уставе образовательного учреждения.

 

 

2.                   

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

 

 

3.                   

Свидетельство о государственной аккредитации

 

 

4.                   

Устав образовательного учреждения

 

 

5.                   

Бюджет расходов образовательного учреждения

 

 

6.                   

Программа образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие здоровья детей

 

 

7.                   

Справка, заверенная органом местного самоуправления, о показателях здоровья детей в образовательном учреждении в динамике 2004-2007 годов

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

Регистрационный №______

 

Дата регистрации документов __________________________

 

 

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

 

№ п/п

Критерии отбора

Количество баллов

1.                 

 

1

2

3

4

5

6

7

2.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики оценочной шкалы:

 

1 - отсутствие показателей, соответствующих критерию

2 - показатели, ниже типичных для образовательных учреждений Новосибирской области

3 - показатели, типичные (средние) для образовательных учреждений Новосибирской области

4 - показатели выше средних для образовательных учреждений Новосибирской области

5 - хорошие показатели

6 - уровень отличных достижений

7 - уровень, коренным образом улучшающий здоровье детей

 


 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ,

по которым определяется соответствие материалов, присланных на конкурс, критериям отбора

 

 

 

№ п/п

Критерии отбора

Показатели

Индикаторы

1.             

 

 

 

2.             

 

 

 

3.             

 

 

 

4.             

 

 

 

5.             

 

 

 

6.             

 

 

 

7.             

 

 

 

 

 


 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ,

состояния здоровья детей

 

 

№ п/п

Критерии оценки

Показатели

Индикаторы

Педагогическая оценка здоровья детей

1.        

Общительность, инициативность

 

 

2.        

Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира

 

 

3.        

Позитивный настрой, интерес к занятиям (к отдельным предметам)

 

 

4.        

Творческие способности, мыслетворческая свобода

 

 

5.        

Самостоятельность, уверенность в себе

 

 

6.        

Уважение к себе и окружающим

Критичное отношение к себе

 

7.        

Воля, самоконтроль

 

 

8.        

Работоспособность, настойчивость, терпение, трудолюбие

 

 

9.        

Осмысленное чтение

 

 

10.    

Развитие памяти и внимания

 

 

11.    

Свобода речи и самовыражения

 

 

12.    

Графическая свобода (почерк)

 

 

Медицинская оценка здоровья детей

13.    

Острота зрения

 

 

14.    

Острота слуха

 

 

15.    

Вестибуло-координаторное мышечное чувство

 

 

16.    

Антропометрические характеристики развития тела (осанка, конституция тела, гибкость, сила, выносливость)

 

 

17.    

Функциональное состояние систем жизнеобеспечения (опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная системы, система дыхания)

 

 

18.    

Болезненность

 

 


 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

 

КОНКУРС

на предоставление государственной поддержки

областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения регулярного тестирования здоровья детей

 

 

1.      Контроль за самочувствием детей под влиянием качества организации и проведения образовательного процесса

В конце недели проводится опрос детей: у кого после занятий в образовательном учреждении болит голова; какие предметы любимые и нелюбимые; какие предметы из расписания хотели бы изучать, какие хотели бы ввести в расписание и изучать.

 

2.      Состояние эмоциональной сферы (страхи, депрессии, тревоги и т.д.)

Обучающимся предлагаются задания: нарисовать и пересказать в образе то, что  им иногда видится/кажется, а от других скрыто; предлагается вообразить солнце и сказать, каким оно видится; предлагается нарисовать то, что «камнем лежит на душе»; нарисовать и пересказать свои страхи; нарисовать и пересказать свой последний сон.

 

3.      Контроль за эффективностью работы учителя по формированию у детей базовых психомоторных функций, ответственных за духовно-психические способности

У детей

а.       уверенная спокойная диалоговая речь: произвольность, эмоциональность, образность, соблюдение логопедических норм – отсутствие или наличие заикания, судорожности речи, проглатывания или невыговаривания отдельных звуков;

б.      осмысленное уверенное чтение;

в.      пластический, лишённый судорог-зажимов почерк;

г.       адекватный реализму соразмерный рисунок.

 

4.      Динамика творческого воображения, памяти в образовательном процессе как «краеугольного камня» творческих способностей

Обучающимся предлагается продолжить сочинение по заданному сюжетному началу; после прослушанного рассказа обрисовать всё в рисунках; пересказать художественную картину и записать её в словах; записать по памяти 10 названных в случайном порядке цифр.

 

5.      Динамика стрессовой напряжённости детей в процессе письма

Учитель диктует текст, обучающиеся пишут. Контроль: «фотографируется» уровень наклона при письме каждого ребёнка.

 

6.      Контроль за качеством развития органов чувств

Ведется за динамикой функционирования вестибулярного аппарата и за динамикой остроты зрения.

 

7.      Контроль за состоянием и динамикой телесной вертикали – осанки

Грудо-лопаточный тест: оценивается по степени максимального отстояния лопатки от грудной клетки в мм.

Грудо-плечевой теcт: от середины головок плечевых костей измеряется последний размер, проходящий по передней поверхности грудной клетки и задний размер, проходящий по спине (в норме -  передний размер равен, либо больше заднего).

 

8.      Состояние и динамика гибкости тела в учебном процессе

Контроль: наклон вперёд из положения стоя на скамейке (по линейке, установленной перпендикулярно скамье). Регистрируется тот уровень, до которого ребёнок дотянулся кончиками пальцев. Если не дотягивается до нулевой отметки - поверхности скамьи, то результат отрицательный.

 

9.      Силовые характеристики и выносливость

Сила – отжимание: мальчики - от пола, девочки – от скамейки;

Быстрота, скоростные способности – бег скоростной на 30 м. (динамика результата);

Выносливость – шестиминутный бег с ходьбой. Для детей 8 лет и старше основной группы здоровья.

Скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места с отталкиванием обеими ногами сразу.

 

10.  Функциональные резервы базовых систем жизнеобеспечения

Контроль: динамика результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд. Критерии: время восстановления пульса к исходному уровню (менее трёх минут – хороший результат; от 3-х до 4-х минут – средний; более 4-х минут – ниже среднего результата).

 

11.  Состояние защитных сил иммунитета

Иммунитет угасает при обездвиженности, неправильном питании, стрессах, хронической утомляемости в учебном процессе, депрессии, страхе перед учителем (например, у авторитарного учителя дети в 2-2,5 раза чаще болеют респираторными заболеваниями).

 

Педагогам и родителям важно знать и о позитивном значении любого острого эпизода (ОРЗ, расстройство пищеварения, кожные реакции и т. д.) у ребёнка как естественного и наиболее эффективного способа поправить ситуацию в организме (выход из стресса, другого заболевания и т.д.). Агрессивное лекарственное подавление такого рода реакций детского организма (парацетамол, антибиотики и др.) порождает более серьёзные расстройства здоровья, длительное время клинически скрытые.

 

Контроль за здоровьем и качеством развития здоровья в учебном процессе предназначен не как карательная мера для учителя, а в помощь ему. В помощь критически оценить всю укоренившуюся дидактическую практику и начать непростой и нелёгкий путь возрождения школы, сообразной природе ребёнка.

 

Помните: здоровье категория педагогическая!

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".