Итоговый отчет
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Итоговый отчет

Итоговый отчёт о реализации социально значимого проекта Новосибирского областного отделения Российского детского фонда «Здоровье – категория педагогическая» в 2006 году.

В рамках региональной программы Новосибирского областного отделения Российского детского фонда «Воспитание и здоровье» социальный  проект «Здоровье – категория педагогическая» предполагал  организацию  просветительской деятельности  в среде педагогов, медицинских работников, родителей и общественности  по осознанию здоровья как категории педагогической.

 

Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, именно в школе постепенно теряется тот запас природной прочности, который принято называть здоровьем. Адаптационные срывы к тем или иным ситуациям в школе, к условиям пребывания в ней, психологический дискомфорт – это глубокое следствие и доказательство неверного отношения к ребёнку родителей - в семье, педагогов и медицинских работников -  в школе.

 

В рамках данного проекта председателем Попечительского Совета, доктором медицинских наук, членом – корреспондентом РАЕН,  заслуженным врачом РФ, Президентом Института Человека Толоконской Натальей Петровной и Председателем Правления  заслуженным учителем РФ Фролушкиной Людмилой Васильевной была предпринята попытка  разработки интегральной медико-педагогической системы регулярной динамической оценки здоровья детей на основе существующего опыта и с помощью специалистов – практиков  из медицинской и педагогической среды Новосибирской области.

 

Детским фондом проведено изучение различных форм и методов построения системы обучения, безопасной для здоровья школьников, для этого были организованы специализированные семинары и конференции, разработана структура интегральной программы «Формирование здоровья ребёнка как результат образования в начальной школе», определены базовые школы (Ордынская школа №1, Барабинская школа № 3, Искитимская школа № 9, гимназия № 2,школа «Перспектива», школа № 205 «Содружество», лицей № 22)  в которых велась консультативная  и просветительская работа. Итогом работы явилось подведение итогов, объявленного  Детским фондом, областного конкурса «Итоговое родительское собрание в начальной школе - 2006» с выделением средств педагогам, реализующим правильные подходы к формированию здорового ,успешного, творческого ребёнка.

 

В рамках разработки проекта за основу было принято  следующее  определение  здоровья: «Здоровье – это состояние безмятежности и невозмутимости – динамическое и творческое, не пассивное, не безразличное и на разрушительное – состояние, в котором преобладает любовь и положительные эмоции, а не ненависть или другие отрицательные эмоции» (Джордж Витулкас «Новая модель здоровья и болезни»).

 

С июня по декабрь 2006 года деятельность по проекту осуществлялась в соответствии с календарным планом.

 

Календарный план реализации проекта

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.     

Проведение круглого стола по теме «Здоровье ребёнка как критерий успешности образования в начальной школе» с участием директоров пилотных школ.

29.06

Кулевцова Т.И

Фролушкина Л.В.

Толоконская Н.П..

2.     

Проведение семинара с директорами пилотных школ и участниками областного конкурса «Итоговое родительское собрание в начальной школе – 2006»

30.06

КулевцоваТ.И.

Фролушкина Л.В.

3.     

Участие в круглом столе «Инновацонные подходы к совершенствованию структуры и содержания общего образования. Блок «Здоровье»

07.07

Фролушкина Л.В.

Толоконская Н.П.

Смолеусова Т.В.

4.     

Тираж методического пособия  «Идея национальных проектов «Образование»  и «Здоровье» , « Интегральная  программа «Формирование здоровья ребёнка как результат образования в начальной школе»

10.08

Толоконская Н.П.

5.     

Круглый стол «Сохранение здоровья детей как категории педагогической и как основного критерия для оценки качества деятельности образовательного учреждения  и каждого педагога»( в рамках педагогического съезда )

 

 

28.08

Фролушкина Л.В.

6.     

Участие в конференции и организация для педагогов секции «Центры оздоровительного питания – региональная политика здорового питания населения , в том числе детей»

22.09

Фролушкина Л.В.

Гарагуля Е.Б..

Толоконская Н.П.

7.     

Проведение семинара «Психолого-педагогическая оценка здоровья детей» 

25.10

Фролушкина Л.В.

Шмакова А.Д.

8.     

Круглый стол «Анализ ситуации по состоянию здоровья детей Новосибирской области. Проблемы управления и организации комплексной деятельности по охране здоровья детей» .

02.11

Фролушкина Л.В.

Толоконская Н.П.

9.     

Обработка и анализ поступающей из школ информации

К 10.11

Кулевцова Т.И.

10. 

Проведение  семинара «Критерии физического воспитания».

18.11

Фролушкина Л.В.
Герьянская Н.О..

11. 

  Семинар «Лечебно-оздоровительные системы»  

  27.11-

  01-12

Фролушкина Л.В.

Толоконская Н.П.

12. 

Конференция «Правовые вопросы защиты детства. Безопасность образовательного пространства».

10.12

Фролушкина Л.В.

13. 

Семинар для журналистов и редакторов  СМИ «Проблемы социального сиротства. Основы духовно-нравственного воспитания».

18.12

 

14. 

Конференция «Дети Сибири: Театр. Творчество. Здоровье».

26.12

Фролушкина Л.В.

Терехова А.И.

 

Конкретными результатами  проекта стали следующие:

  • Педагоги, врачи, участвующие в проекте, утвердились в понимании того, что главным результатом образования  является  достижение нравственного, творческого и физического развития ребёнка
  • Созданы варианты интегральной медико-педагогической системы  регулярной  динамической оценки здоровья ребёнка (физического, нравственного, психического)
  •  Через конкурс «Итоговое родительское собрание в начальной школе -2006»  на модели начальной школы выявлены результаты  обобщения образовательной деятельности на основе целостной медико-педагогической системы оценки ребёнка и проанализированы основные  педагогические приёмы, позитивно влияющие на  формирование здоровья ребёнка
  • Через систему круглых столов, семинаров, конференций удалось сформировать в педагогах и врачах основные критерии качества и эффективности работы учителя и врача и учреждения в целом
  • Через систему регулярных междисциплинарных встреч удалось убедить педагогическую и медицинскую аудиторию в необходимости организации просвещения учителей, врачей, родителей по вопросам культуры здоровья и механизмам его формирования

 

В рамках проекта «Здоровье – категория педагогическая» были созданы и распространены среди пилотных школ, управленческих кадров, педагогов, медицинских работников , сотрудников учреждений общественного воспитания методические рекомендации Н.П. Толоконской: «Методическое руководство по формированию системы  контроля за здоровьем детей в условиях школьного образования» совместно с профессором В.Ф.Базарным; Обращение к учителю «Работа над ошибками для взрослых»; «Интегральная программа «Формирование здоровья ребёнка как результат образования в начальной школе"» (в развитие и воплощение национальных проектов «Образование» и «Здоровье»), «Интегральная программа «Основы эффективной деятельности врача первичного звена»

 

Лучший сценарий «Итогового родительского собрания в начальной школе -2006» учительницы начальных классов Ордынской школы № 1 Лыковой Тамары Степановны, занявший 1 место, был опубликован в областном журнале «Дополнительное образование».

 

В развитие проекта «Здоровье – категория педагогическая» Новосибирское областное  отделение Российского детского фонда в декабре 2006 года совместно с партнёрами начало реализовывать новый  проект, как продолжение пилотного – «Дети Сибири: Театр. Творчество. Здоровье», в реализацию которого помимо педагогов  и медицинских работников общеобразовательных учреждений включаются педагоги и воспитатели детских домов и школ-интернатов Новосибирской области.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".