Информация о методике В. Ф. Базарного
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Информация о методике В. Ф. Базарного

 

Информация о методике В. Ф. Базарного

 

1. О здоровье  нации

 

Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных  наций и государств и оценивали её по пятибалльной системе, Россия получила лишь 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны.

По результатам Всероссийской диспансеризации детей, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 до 33,89 процента с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Как ни печально, от 20 до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны  с ОБРАЗОВАНИЕМ, а именно СО ШКОЛОЙ, в которой все без исключения проводят большую часть времени.

 

2. О школьном здоровье

 

По данным разных исследований, пять лет назад здоровыми можно было признать лишь 5 – 25 процентов школьников. Причём, если в начальной школе здоровы 11 человек из 100, то в  средней уже только 5(!).Результаты исследования Института возрастной физиологии РАО говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, за период обучения увеличивается от 20 до 70 процентов.

 

3. О  Базарном

 

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. В настоящее время уже 20 лет занимается изучением ВЛИЯНИЯ  ШКОЛЫ  НА ЗДОРОВЬЕ  ДЕТЕЙ в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ  В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО  И  ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

4. Минусы школьной жизни

 

По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная ОСНОВА  ШКОЛЬНОЙ  ЖИЗНИ ориентирована против природы ребёнка.

 

Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый ШКОЛЬНЫЙ ШОК И РАННЯЯ СТЕНОКАРДИЯ.

 

Во – вторых, - сенсорно обеднённая ШКОЛЬНАЯ  СРЕДА  закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

 

В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

 

Вывод  учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской  службе. Чего же мы ещё ждём?»

 

5. Принципиально новый подход к образованию у В.Ф.Базарного

 

Школьные программы он не меняет, только способы и методы ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА. Доказано, что дети запоминают  образы. В сочетании с движением – это стопроцентное  освоение урока. Во время занятий в школах Базарного учащиеся то садятся за парты, то пишут стоя  за специальной  мебелью – конторками. Тем самым укрепляется позвоночник – основа энергетики человеческого организма.

 

Через каждые  15 минут в классе негромко звенит звоночек, и  ребята меняются местами: пока один малыш стоит, другой сидит. На  классном потолке большие – зелёный и красный – круги, чёрная  восьмёрка со стрелочками. Это «диаграммы для разгрузки зрения». По команде учителя ребята задирают головы к потолку и старательно вращают глазами. На тонкой леске, на высоте около двух метров от пола, висят небольшие крестовины со вбитыми на них крючками. На эти крючки, а не на школьную доску, как обычно, учителя вешают наглядный материал для урока.

 

Дети пишут перьями, обмакивая их в чернила!  Письмо  шариковыми ручками – безотрывное, через 20 минут у ребёнка все признаки стенокардии, потому что нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребёнка. А при письме сначала карандашом, а потом пёрышком,  по принципу «нажал – отпустил», всё находится в гармонии. Учебники и конспекты заменяют экологические панно – картина во всю стену, у которой происходит действие. Если урок биологии, то изображения животных двигаются по полотну.

 

Можно подумать, что в такой школе полная свобода и упрощён образовательный процесс. Ничего подобного! Благодаря природосообразным (по определению профессора), раскрепощающим детей ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются  с очень малым КПД. В школе Базарного много занятий по труду, лепке, рисованию и музыке.

 

Мальчиков обучают отдельно от девочек. Полоролевое воспитание не предполагает изоляцию школьников и школьниц. Они общаются на переменах, на праздниках. Девочки в развитии на два года опережают своих сверстников. У них свои интересы и восприятие. Если девочки учат существительные на примере таких слов, как «принцесса», «красавица», то мальчикам учитель предлагает – «воин», «рыцарь» и т.д.

 

6. Признание

 

Система В.Ф.Базарного  признана Министерством образования России, Государственной Думой.

 

В Москве, на Ярославском шоссе, (директор ,кандидат педагогических наук Владимир Гармаш) находится школа – лаборатория №760, поучившая на последней ярмарке «Образовательная среда» три золотые медали, свыше 15 лет работающая по данной методике.

 

Балашихинская земская гимназия технологии Базарного сочетает с воспитанием в русле православной традиции.

 

По данной методике продолжают работать некоторые красноярские школы и школы республики Коми.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".