Актуальность программы
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Актуальность программы

  

«Здоровье – не просто отсутствие болезни, а полное духовное и физическое благополучие»

(Всемирная  организация  здравоохранения, 1990 год)

 

Здоровье – состояние безмятежности и невозмутимости – динамическое и творческое, не пассивное, не безразличное и не разрушительное – состояние, в котором преобладает любовь и положительные эмоции, а не ненависть или другие  отрицательные эмоции».

(Джордж  Витулкас)

 

Актуальность программы

 

Здоровье  ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 16-17 лет этой  средой  является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В  дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут  приводить к постепенной утрате человеком того запаса  «прочности», которое принято называть «здоровье».

 

Ребёнок приходит в мир как совершенное произведение природы, имея прочную надёжную эволюционную программу развития. Обладая несравненной естественной чувственностью, впечатлительностью натуры, ребёнок всем своим существом демонстрирует дар целостного неискажённого восприятия мира, умение созерцать, с лёгкостью владеть любой информацией. Взрослые, уверенные что начинают с чистого листа и действуют из любви, торопятся установить жёсткие правила ,не позволяя ребёнку самому принимать простые  решения. И дальше ребёнок живёт впечатлениями не от истинных проявлений  жизни, природы, а от поведения взрослых. Далее в школе  вдруг многое оказывается ребёнку не по силам. Резкий, быстрый срыв адаптационных механизмов детского организма уже в первых классах – глубокое следствие и доказательство неверного отношения родителя, воспитателя и врача к нему с самого  рождения, а вернее, ещё до него. Именно взрослые, окружающие ребёнка, вносят дисгармонию, нарушают биоэнергетическую структуру организма, и в итоге ребёнок оказывается серьёзно больным.

 

Пока ребёнок растёт и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому ,чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию, а напротив, стала образцом  такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.

 

В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве  образовательного процесса. Государственная политика в этой области в качестве первоочередной задачи выдвигает «приоритет …здоровья человека…и свободного развития личности»,  Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» декларирует «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности…». К сожалению, педагогическая практика подтверждает, что в школе  сегодня – ни свободного развития личности, ни  здоровья.

 

По данным Министерства здравоохранения  только 10 % школьников относится к числу здоровых, 50 % имеют патологию,40 % относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в  последние годы стали  социально – зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья  отмечается увеличение числа психических нарушений  у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространённость основных форм психических заболеваний  среди  детей и подростков возрастает каждые  10 лет на 10 – 15 %. Психические заболевания являются причиной 35% случаев негодности к военной службе.

 

По оценкам специалистов, от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано  со школой.

 

Учёными  института  возрастной физиологии РАО выявлены  школьные  факторы  риска (ШФР), которые негативно  сказываются  на росте, развитии и здоровье детей и проранжированы по значимости и силе влияния:

 

  • стрессовая педагогическая тактика

  • интенсификация учебного процесса

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения

  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья

  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

  • частичное разрушение служб школьного врачебного контроля

  • провалы в существующей системе физического воспитания

  • отсутствие системы здоровья и здорового образа жизни.

 

Современная стрессогенная и здровьеразрушающая  школьная среда сложилась потому, что отсутствует система контроля за самочувствием детей в учебном процессе, а в итоге – за качеством их свободного развития, в том числе духовного, интеллектуального, психического, нравственного, физического здоровья. Именно отсутствие такого контроля привело к тому, что педагогическое пространство превратилось в «вечные  инновации и экспериментальные площадки», а, по сути – в эксперименты над детьми.

 

Сложившаяся система  профилактических осмотров (диспансеризация)  не позволяет выявить начальные стадии хронических заболеваний детей, а сами результаты профилактических осмотров не анализируются, не связываются с качеством организации учебного процесса в школах, с эффективностью  самих проводимых профилактических  мероприятий и не дают того обобщения, которое бы определило систему регулярных критериев для отслеживания успеха.

 

Отсутствует система сравнения данных между классами, параллелями, образовательными учреждениями, районами, позволяющая морально и материально стимулировать  тех руководителей районов и образовательных учреждений, учителей, которые уделяют больше внимания сохранению здоровья детей, и у которых дети имеют лучшие показатели динамики развития и здоровья за учебный год. На территории Новосибирской области  наблюдаются те же негативные процессы в отношении состояния здоровья детей, что и в России в целом. К тому же научно-исследовательские работы академика В. П. Казначеева и результаты всероссийской переписи населения по Новосибирской области прогнозируют тревожные выводы, которые напрямую связаны  с отношением к проблемам здоровья и вырастают в трагедию нации:

 

  • сохранится низкий уровень рождаемости и высокая смертность населения

  • естественная убыль населения будет увеличиваться

  • произойдёт значительное (20 %) сокращение численности населения трудоспособного возраста

  • продолжится процесс старения населения, в результате чего к 2006 году число лиц пенсионного возраста будет превышать число детей и подростков в 1,4 раза

(В. Ф. Базарный «Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома»

 

М. М. Безруких «Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников»

 

Н. П. Толоконская «Работа над  ошибками для взрослых. Обращение к учителю»

 

В. П. Казначеев «Демография или экономика человека?»

 

Целевое назначение программы

 

Данная  программа предлагается  руководителям отделов, управлений образования и здравоохранения, руководителям образовательных и медицинских  учреждений, педагогам и медицинским работникам, врачам, родителям и другим участникам учебно-воспитательного процесса для осмысления и организации учебного процесса

 

  • на основе осознания всеми участниками учебно-воспитательного процесса, что предназначение школы и главная задача  деятельности педагога – сохранение здоровья детей

  • на основе природосообразного образа жизни (с учётом природосообразных приёмов постановки речи, чтения, почерка и всего того, что формирует все духовно-психические способности и все отношения между ребёнком и взрослыми)

  • на основе санитарно-гигиенической, психолого-педагогической и медико-эргономической экспертизы всего того, с чем соприкасается ребёнок в школе, (базовый учебный план, методика учебного процесса, школьная мебель, освещение и т.п.)

  • на основе организации  системы медико-педагогического наблюдения за эмоциональным и нервно-психическим статусом ребёнка, его телесных характеристик в учебном процессе  как первейшей и общей задачи служб образования и  здравоохранения

  • на основе регулярного медико-педагогического мониторинга творческих, физических, психических, нравственных параметров каждого ребёнка, своевременного оценивания школьных форм патологии, затрагивающих осанку, болезни костно-мышечной системы, зрения, нервно-психическую сферу, органы дыхания и пищеварения.

 

Рекомендуемые подходы и технологии

 

1. Использование научного наследия академика В. П. Казначеева о природе человека.

 

2. Методики и технологии известных исследователей М. М. Безруких, В.Д. Сонькина, (выделяющих здоровьесберегающие, оздоровительные технологии, технологию обучения здоровью, технологию воспитания культуры здоровья).

 

3. Технология В.Ф. Базарного, предлагающего «Программу реорганизации сложившейся учебно-воспитательной системы», включающую природосообразные технологии и технические средства.

 

Суть её в «строительстве учебно-воспитательного процесса

 

  • на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности

  • в режиме дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов»

  • на основе ситуационно - образного моделирования, конструктивно-трудового и художественного рукотворчества

  • на основе природосообразности, национально-культурных традиций и т. д.»

 

Эта технология включает  десятки приёмов, способов, в том числе и дидактических:

 

  • ограничение книжного обучения

  • акцент на развитие  образного мышления

  • выработка пластического, лишённого судорожных зажимов почерка

  • раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек

  • организация урока в режиме движения, постоянного поиска

  • использование в процессе обучения  конторок, офтальмотренажёров, панно для сюжетно-образного моделирования, экологических прописей и других средств.

 

Она не только укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. При этом она не требует больших финансовых затрат.

 

Новосибирское областное отделение Российского детского фонда считает целью программы «Воспитание  и здоровье» - воспитание здорового и счастливого ребёнка, а главной составляющей здоровья ребёнка – свободное творческое развитие, возможное только в рамках его собственных целей, задач, личной инициативы, самостоятельности и большой заинтересованности  в освоении того или иного дела.

 

В рамках данной программы   выделяется 3 направления:

 

Культурно-просветительское – организация лекций, семинаров, встреч для педагогов и родителей по проблемам  воспитания здорового ребёнка; публикации в СМИ; организация постоянной телепередачи; издание актуальных по обозначенной проблеме книг из педагогического и медицинского наследия; поддержка образовательных учреждений Новосибирской области, внедряющих систему В. Ф. Базарного

 

Благотворительное – поддержка  детских  проектов,  детских творческих  коллективов, одарённых детей как поощрение  их  творчества, духовного раскрепощения и свободного развития.

 

Ресурсное обеспечение программы -  финансовая поддержка  деятельности разработчиков и исполнителей программы, хозяйственные, транспортные, телекоммуникационные, издательские расходы.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".