Универсальная
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Бабушкины советы

 

Странное возникло у меня чувство, когда смотрела на ее фотографии: чем старше становится эта женщина, тем лучше она выглядит. Моложе, энергичнее, даже бесшабашнее, я бы сказала, если это слово допустимо, когда пишешь о "первой леди".

 

Говорят, чтобы стать генеральшей, нужно выйти замуж за лейтенанта. Наташа Попова вышла замуж даже не за лейтенанта, а за зеленого "солдатика" – за одноклассника, с которым в шестом классе за одной партой сидела. Толоконской она стала в восемнадцать. А дальше – кто кому помогал, и кто на кого большее влияние оказал – вопрос открытый. Потому что те, кто знает эту пару, полагают, что многие привлекательные черты личности нашего губернатора "привиты" ему женой. Впрочем, это естественно: когда люди более 30 лет вместе, они не могут не меняться под влиянием друг друга. А здесь еще оба оказались действительно личностями – незаурядными, творческими, постоянно растущими и помогающими расти друг другу. У Натальи Петровны Толоконской много чинов и званий: профессор, доктор наук, заведующий кафедрой Новосибирского медицинского университета. Заслуженный врач России. А еще она – бабушка трех внуков (Виктор, 8 лет; Саша, 10 лет и Саша-младший, 10 дней на момент подготовки интервью). И ужасно этим "званием" гордится. Говорят, что внуков любят больше, чем детей. Наталья Петровна так не считает.

– Я бы по-другому сказала: внуки помогают открыть настоящую любовь к детям. К своим. Оглядываясь назад, думаю: Господи, СКОЛЬКО Я ошибок допустила, как виновата перед своими детьми. Наверное, как большинство родителей.

 

ПЕРВАЯ ОШИБКА ВЗРОСЛЫХ

 

Это незамедлительная реакция на действие ребенка. Причем, очень часто негативная. Допустим, ну, не хочет он есть что-то. Это взрослому трудно понять, он начинает уговаривать... из любви, конечно! Умрет же ребенок с голоду! Или, например, я как врач понимаю, что именно эти продукты он дол жен есть, а не те... И начинаю: ну, ложечку, ну, вторую! Только сейчас я стала понимать, что если ребенок отказывается, я ни за что не должна навязывать ему. Но обязательно должна понять, что же я сделала не так, что нужно сделать в следующий раз, чтобы этого больше не случилось? Чтобы в следующий раз он ел с удовольствием и имел любовь к той пище, которая ему строит здоровье. Я ведь врач, я понимаю, что если он не будет есть мясо, каши, овощи, фрукты, то, действительно, у него будут большие проблемы... через 20 лет. Тем не менее, ЗДЕСЬ надо промолчать. Я дочери сейчас часто говорю: ты просто наберись терпения на 5 минут – вообще не реагируй! Выслушай спокойно, и обдумай. Даже если он кричит или грубо себя ведет, все равно, в этот момент нельзя начинать воспитательную работу! Единственный способ в ЭТОТ момент – переключить сознание ребенка. Прямо вот как будто нет этой темы... Задать вопрос, вспомнить что-то. Но потом, через час, день, неделю эту ситуацию необходимо обсудить, подтвердить свои доводы примерами.

 

ОШИБКА ВТОРАЯ

 

Когда мы не даем ребенку самому прийти к решению, и торопимся выдать ему свое, готовое. Хоть в уроке, хоть в решении жизненного вопроса. Это я испытала на себе! Особенно на примере сына, когда я в проявлении своей ненормальной родительской любви, все время опережала на шаг его решения. Говорила: а вот ты знаешь, Алешенька, может быть вот так... Я не насиловала его, но, тем не менее, этим подавляла его инициативу к творчеству. А это вторая ошибка!

 

ОШИБКА ТРЕТЬЯ

 

Отсутствие личного примера. Что такое воспитание? Искусство родительское в том, чтобы в 99 из 100 случаев вообще никакой нотации не произнести. Но проблемную ситуацию не забыть, проанализировать! И своим собственным поведением продемонстрировать, как надо поступать. Ну, вот пример приведу. Что такое доброжелательность в человеческих взаимоотношениях? Представьте, что к вам позвонил кто-то, кто не туда попал. Послушайте, как взрослый отвечает на телефонный звонок! И все. Давайте хотя бы на этом примере научимся вести себя хорошо! Человек же не специально ошибся! Так же и ребенок – он же не специально делает это плохо! Он так делает потому, что его научили родители – своим примером.

 

И ПОСЛЕДНЕЕ

 

Тон взрослых. Одни и те же слова, но сказанные на полтона ниже – в других вибрациях – и все, эффект меняется на 180 градусов! Мы же с вами точно определим: когда тон учительский, а когда родительский... Когда он искренний, а когда фальшивый. А ребенок по тону взрослого на 100 шагов вперед просчитает настроение родителей и легко определит, как себя вести.

Этому я пытаюсь учить своих детей, но это справедливо и для всех других взрослых – и родителей, и педагогов. Как пробудить интерес ребенка к учебе и вообще к жизни? Для этого взрослому нужно научиться проявлять искренний интерес к любому, даже самому маленькому событию. Каждый день ребенку очень хочется чем-то поделиться. Но он успевает сказать максимум два слова... Выделите специально 5-10 минут, ИСКРЕННЕ вникните – как он играл в футбол, какой был гол, кто дал передачу... Если бы каждый раз по 5 минут, и в день таких пятиминуток было бы ну хотя бы 5, то ребенок раскрывается до донышка! Он начинает верить вам. Во-вторых, он проявляет свой талант, у него уходит скованность. А ведь все так просто: нужно лишь искренне интересоваться проблемами ребенка, даже самыми маленькими!

 

Журнал "Модный проспект " № 12, лето 2006

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".