Выступление Н. П. Толоконской на семинаре "Стратегическое планирование Концепции инновационного развития образования Новосибирской области" Новосибирск, 8-9 июня 2006 г.
Новосибирское областное отделение Российского детского фонда

Выступление Н. П. Толоконской на семинаре "Стратегическое планирование Концепции инновационного развития образования Новосибирской области" Новосибирск,

8-9 июня 2006 г.

Основная задача сегодня — понять, что в системе образования должно качественно измениться, чтобы наше образование стало успешным, было направлено на позитивный результат. При этом важно избежать ошибок, не завязнуть в рассмотрении отдельных элементов общей проблемы. Все причины и следствия должны объединиться в одну и тогда мы поймём, что вопрос поставлен об образовании, но нельзя изменить эту ситуацию только в образовании отдельно. Система образования занимает ключевое место, через неё должно трансформироваться всё лучшее, происходящее в стране в целом. Ведь это то, через что проходит каждый человек, где во многом он формируется как личность.

 

С одной стороны, государство действительно сейчас выделило огромные деньги на развитие образования. Можно быть уверенными, что зарплаты и премии учителям будут повышаться и не будет проблем с оборудованием и компьютерной техникой. Это как раз та тема, о которой можно не говорить. Однако за прошедший год произошло осознание неэффективности использования выделенных средств. И даже если их вложить намного больше, это не только не изменит обстановку к лучшему, в смысле достижения желаемого результата, который мы называем здоровьем и счастьем нашего ребёнка, но и может ухудшить её. Часто бывает, что материально хорошо обеспеченный ребёнок имеет большие трудности с самоопределением, самооценкой, здоровьем и т.д. Выделение дополнительных средств, повышение зарплаты, но при этом быстрый спрос и желание выделить лучших, усугубило нравственные проблемы. Дети, о которых мы, якобы, печёмся, хотим, чтобы они в нашей школе стали здоровыми и счастливыми, находятся в этой ауре, в этой атмосфере, где получают нравственные пороки.

 

В Новосибирской области, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, психологическая обстановка сообщества родителей и педагогов, совсем другая. Она имеет много перспектив для решения более важных задач, чем просто материальные. Наша образовательная программа должна быть особенной не по технологиям, а в каких-то культурных, психологических, нравственных моментах. Технологии надо вообще на время забыть. Станет понятно хороши ли они, когда они будут трансформированы через позитивный результат. Только тогда можно рассуждать чья технология лучше. А сейчас наиболее остро стоит вопрос отношений между учителем и учеником.

 

Сегодня существует ошибочное представление, что вопрос о самоопределении ребёнка стоит только по окончании школы. Если ребёнок оканчивает школу, не имея внутреннего ощущения и понимания самого себя, его жизнь уже поломана. А такое важное понятие, как «честь»? Честь ребёнка, учителя, достоинство врача. Об этом вообще никто сегодня не говорит и даже не считает необходимым поднимать этот вопрос. Нравственных ориентиров нет. Даниил Гранин очень хорошо пишет в своей книге об учёном Тимофееве-Лисовском, что когда нет твёрдых общественных гражданских позиций, тогда спасением всегда являются личности, духовные лидеры, на которых можно равняться. Когда репрессированный Тимофеев-Лисовский вернулся на Урал, ему попался руководитель, который сказал: «Я ничего в этом не понимаю, я только знаю, что вы высший талант, специалист. Поэтому, вы мне диктуйте, а я буду вникать, я буду во всём вам помогать» Вот это и есть проявление нравственности. К сожалению, сегодня препятствием революционным качественным изменениям в педагогике, воспитании, формировании профессионализма, являются руководители. Именно они несут огромную ответственность. Руководитель позволяет произойти, либо не произойти этим изменениям. Руководители, которые сочетают в себе одновременно и государственную мудрость и духовную нравственность, это как раз те руководители, которые дают проявить творческую свободу.

 

Я считаю счастливым моментом, что столетие Лихачёва совпало с обдумыванием образовательной программы, потому что та идеология, которую мы хотим вложить в неё, прописана в его духовном наследии. Когда мы говорим о нравственности, то я считаю, что она может проявляться в любом, даже самом маленьком событии каждого дня.

 

Что такое качественное образование, воспитание? Чтобы ответить на этот вопрос, я сделала выдержки из законов, хотя в жизни никогда законы не читаю. Я считаю, что человеку ни к чему печатные законы, когда есть внутренний закон, когда человек ориентируется на совесть. Так считали и Лихачёв и многие известные люди. Никакого критерия для учителя не должно быть, кроме собственной совести.

 

Полтора года мы стараемся проговорить, прописать, обсудить со всех сторон образовательную программу. Многие считают, что для обсуждения причин и следствий нужно как можно больше переговорных площадок, но я возражаю. У нас уже очень много переговорных площадок: конференции, съезды, общественные сходки и т.д. Академик Лихачёв в своё время писал: «наука, сборы, конференции — всё это превратилось в аттракционы, а содержание ушло». Главное сегодня в решении проблем, стоящих перед образованием, это целеполагание. Необходимо ответить на вопросы: зачем, для чего, кому это нужно? Каких результатов мы хотим добиться? Вот что главное определить. Родители приводят детей первого сентября в школу. Зачем вы привели детей? Что необходимо от учителя, чтобы родители через год убедились, что их дети здоровы и развиты? Необходимо, чтобы дети осознавали, что учиться нужно им самим. Что нужно для этого от учителя? Чтобы ребёнка понимали, чтобы ему было интересно, чтобы он был здоров и развивался. Важно, чтобы взрослые правильно формулировали цели и задачи. Надо уметь по-человечески просчитать простые вещи. Если сегодня, первого сентября, ты действительно вложил душу в свою работу, ребёнок это почувствует. Дети совершенно разные, каждому требуется своё отношение, свой подход. Нельзя относиться одинаково к двум разным детям. Каждому ребёнку нужно помочь обрести себя.

 

Ещё одна важная проблема сегодня — это безумный поток информации, который несётся из телевизоров и компьютеров. Ведь это лишение маленького ещё человека будущего интеллекта. Интеллект — это когда знания складываются в систему, когда человек может ими воспользоваться, когда есть логика, анализ, синтез. А когда ум ребёнка извращается в безумном потоке информации, большинство из которой просто вредна, это просто убивает личность ребёнка. Когда ко мне приходят молодые специалисты, окончившие медицинский институт, я смотрю на них не с точки зрения их умений. Может быть молодой специалист без опыта, но если у него есть гражданская позиция, которая выражается в умении глубоко, искренне вникнуть в проблему человека, основное у него уже есть, остальное придёт с практикой. И чем это отличается от молодого учителя? Ничем. Пусть он не имеет опыта, но имеет эту гражданскую позицию и тогда система накопления опыта и знаний происходит совсем по-другому. Такому человеку не опасно встречаться с плохой информацией. Если в ребёнке с малых лет заложен механизм самовоспитания, нравственные нормы, то и он будет невосприимчив к вредной, опасной информации. Это значит, что у него уже сформирован стержень будущей Личности.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".